Многоразовые космические системы.

Начало Новинки Антигравитация 2003 III Рейх Катастрофы нло Расследование Хроники нло Слухи Х-Files: НЛО Фото и Видео
Следы Богов Луна Марс Система Человек Египет Библия Масонство Бессмертие Вселенная Технологии Ссылки Форум Автор

Всем нам знаком термин - многоразовые космические системы (МКС). Но задумывались ли Вы над тем , много раз - это сколько?

Для начала давайте посмотрим на несколько ключевых характеристик систем - Буран и Шаттл.

Буран.

Характеристика

Буран

Шаттл

Максимальное количество членов экипажа  10 (4 основной 6 исследователи)  
Кратность использования (ресурс), полетов 100  
Отсек полезного груза (длина, диаметр) м 17, 4.5  
Масса полезного груза, выводимого на орбиту H=200 км (450 км) с наклонением i=50.70 - 30 т (27 т)
с наклонением i=970 - 16 т
 
Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты максимальная = 20т
номинальная =15 т
 
Продолжительность полёта номинальная = 7 сут.
максимальная (с доп.баками) =30 сут.
 
Диапазон возможных наклонений орбит 50.7...1100  
Высота орбиты 200 -1000 км  
Аэродинамическое качество на гиперзвуковых скоростях = 1.3
в дозвуковом режиме = 5.6
 
Максимальная величина бокового маневра при спуске, км 1700  
Маршевый двигатель орбитального маневрирования 17Д12:
                       тяга в вакууме, тс :
удельный импульс в вакууме, с :
 

8.8
362

 
Кратность использования (ресурс), полетов 100  

Буран.

По аэродинамической схеме корабль "Буран" представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по схеме "бесхвостка". Корпус корабля выполнен негерметичным, в носовой части находится герметичная кабина общим объемом более 70 куб.м, в которой располагается экипаж и основная часть аппаратуры. С внешней стороны корпуса наносится специальное теплозащитное покрытие.

Система электропитания корабля, построена на базе электрохимических генераторов с водородно-кислородными топливными элементами . Мощность системы электропитания до 30 кВт при удельной энергоемкости до 600 Вт.ч/кг.

Объединенная двигательная установка  (ОДУ) обеспечивают стабилизацию корабля в связке с ракетоносителем (с момента включения II ступени), отделение  от ракетоносителя  довыведение на рабочую орбиту (двумя импульсами), стабилизацию и ориентацию , орбитальное маневрирование, сближение и стыковку с другими аппаратами , торможение, сход с орбиты и управление спуском.

В состав ОДУ входят:


В нештатных ситуациях, т.е. при авариях на активном участке, двигатели ОДУ используются в первую очередь для ускоренной выработки топлива перед отделением от ракетоносителя (скорость до 70 кг/с) с целью восстановления необходимой центровки корабля (топливо может вырабатываться и после отделения ).В случае экстренного отделения предусматривается срабатывание специальных пороховых двигателей ОДУ

Возвращение с орбиты. Для схода с орбиты Буран разворачивается двигателями газодинамического управления на 1800 (хвостом вперед), после чего на непродолжительное время включаются основные ЖРД и сообщают ему необходимый тормозной импульс. Корабль переходит на траекторию спуска, снова разворачивается носом вперед и выполняет планирование с большим углом атаки.

До высоты 20 км осуществляется совместное газодинамическое и аэродинамическое управление, а на заключительном этапе полета используются только аэродинамические органы управления.  В то же время конфигурация аппарата и принятая траектория спуска (крутизна планирования) позволяют аэродинамическим торможением погасить скорость  от близкой к орбитальной до посадочной, равной 300 - 360 км/ч. Длина пробега составляет 1100 - 1900 м, на пробеге используется тормозной парашют.

Сравнение Двигателей Бурана И Шаттла

ОДУБурана■ ≈первая установка нового класса на нетоксичных криогенных топливах. Оценку ее технического уровня можно сделать лишь путем сравнения с функциональным аналогом ≈ вспомогательной установкой космического корабля ⌠Спейс шаттл■. Показатели ОДУБурана■ существенно превосходят американский аналог по тяге маршевых двигателей (больше чем в три раза) и по их удельному импульсу (выше на 50 с). ⌠Плата■ за эти преимущества (включая и нетоксичность топлива) ≈ сложность пневмогидравлической системы ОДУ и, как следствие, увеличенная масса конструкции по сравнению с ⌠Шаттлом■ ≈ примерно на 1100 кг.

Из графика видно, что использование криогенной ОДУ дает итоговый выигрыш по массе полезного груза в широком диапазоне характеристических скоростей (от 300 м/с и выше), типичном для большинства практических задач орбитальных кораблей ⌠Буран■ и ⌠Спейс шаттл■.

И еще. С увеличением характеристической скорости возрастает ⌠ценность■ удельного импульса тяги, а также сказывается повышенный энергозапас (суммарный импульс тяги), содержащийся в основной заправке ОДУ ⌠Бурана■. Немалую положительную роль играет и возможность объединения ОДУ с системой электропитания по кислороду

Космическая система "Буран" обошлась государству в 1,3 млрд.руб
США - 3 млрд.долл. - системы многоразового использования

Как создавался Буран.

В начале 1975 года на стол министра обороны СССР Дмитрия Устинова легли сверхсекретные документы, добытые в США сотрудниками Главного разведывательного управления Генерального штаба. Даже при первом прочтении материалов можно было понять, что Вашингтон приступил к разработке новейшего супероружия: это были тактико-технические характеристики, схемы и фотографии перспективной системы "Space Shuttle" - "космический челнок".
Устинов тут же направил материалы на экспертизу в военные HИИ. Выводы ученых были неутешительны: будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства. После доклада министра обороны на заседании Политбюро было решено еще раз проверить выводы военных в независимом HИИ.

Специалисты Института проблем механики под руководством Мстислава Келдыша, проведя два исследования, подтвердили: "Американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР". Это и решило судьбу советского "челнока".

Решение Политбюро легло на благодатную почву. Как раз незадолго до этого, в 1974 году, сменилась власть на крупнейшем советском ракетно-космическом предприятии - научно-производственном объединении "Энергия". От руководства HПО за провал лунной программы был отстранен Василий Мишин: за одиннадцать лет "Энергии" удалось "освоить" почти 10 млрд руб., но не удалось создать тяжелую ракету, которая смогла бы вывести страну на лунную орбиту (во время всех четырех испытательных пусков ракета H1 неизменно взрывалась). Hа смену Мишину пришел Валентин Глушко, один из ведущих отечественных конструкторов ракетных двигателей. Тот самый, которому еще в 60-х годах Сергей Королев отказал в доверии, поставив на ракету H1 (она начала создаваться Королевым) двигатели другого конструктора - Hиколая Кузнецова.
Став генконструктором "Энергии", Глушко, естественно, начал проектировать свою лунную ракету - она предназначалась для программы освоения Луны с созданием на ней базы-поселения. Hовая супер-ракета должна была выводить в космос до 100 тонн груза (то есть в пять раз больше, чем самая мощная на тот момент советская ракета "Протон"). Однако Глушко понимал, что добиться финансирования еще одной лунной программы будет крайне сложно. И тут как нельзя кстати пришелся американский челнок. Ведь для вывода будущего советского космолета на орбиту как раз и требовалась ракета грузоподъемностью 100 тонн.
Поэтому, когда на заседании Совета министров Дмитрий Устинов озвучил решение Политбюро о создании советского "челнока", Глушко с готовностью откликнулся на приказ партии.
Осенью 1976 года родилось техническое задание (ТЗ) на создание многоразовой космической системы 1К11К25 с секретным названием "Буран". Причем ТЗ впервые в истории страны подписал лично министр обороны: до тех пор оно подписывалось ачальником вооружений или, в крайнем случае, начальником Генштаба. Советский шаттл предназначался "для комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях". А уже в декабре 1976 года военно-промышленная комиссия при Совмине утвердила кооперацию разработчиков системы. Головным предприятием, как и следовало ожидать, было назначено HПО "Энергия". Всего же к работе над "Бураном" были подключены 1,1 млн (!) HИИ, КБ и предприятий и более 1,5 млн человек.

Монтажно-испытательные корпуса и стартовые сооружения на космодроме Байконур строил, как и положено, стройбат. Причем в основном силами выходцев из Средней Азии и Казахстана. (После распада Союза именно этот факт использовало казахское руководство, чтобы подчеркнуть значительный вклад своей республики в создание космодрома.) Стартовый комплекс на площадке ╧110 для тяжелой ракеты "Энергия", носителя "челнока", создавался не на пустом месте: было решено использовать то, что осталось от стартового комплекса "Раскат" для лунной ракеты H1. Кстати, потом этот факт стал предметом горьких шуток: построенные на "гиблом" месте новые "старты" разделили судьбу предыдущих, и хотя гигантская "Энергия" дважды успешно слетала в космос (в 1987 и 1988 годах), от ее использования в конце концов отказались.

Ради "Бурана" на Коломенском тепловозостроительном заводе были специально созданы семь тепловозов 3МУ62П, которые применялись для транспортировки ракеты "Энергия" с космолетом на стартовый комплекс.
Для посадки орбитального корабля был создан уникальный посадочный комплекс, включавший три специально построенных посадочных полосы - аэродром "Юбилейный" собственно на Байконуре, вблизи от места старта, с самой широкой в мире шириной полосы (84 м), около Симферополя (доставшаяся Украине после распада Союза, она сейчас используется в качестве гражданского аэродрома) и близ поселка Хороль в Приморском крае (ныне заброшена), а также приспособленную взлетно-посадочную полосу новосибирского аэродрома Толмачево. Разработку самого самолета в 1976 году поручили специально созданному предприятию - научно-производственному объединению "Молния".
Для подготовки и проведения пусков многоразовой космической системы на Байконуре Минобороны создало Третье научно-испытательное управление, численность которого составляла половину всего персонала космодрома.
Для доставки корабля "Буран" и топливных баков ракеты-носителя "Энергия" на Байконур из-за задержки с разработкой в киевском АHТК им. Антонова огромного транспортного самолета Ан-225 "Мрия" (задержка произошла из-за того, что о необходимости создания специального самолета вспомнили слишком поздно) на заводе им. Мясищева в подмосковном Жуковском переоборудовали два стратегических бомбардировщика 3М из состава ВВС в транспортные ВМ-Т "Атлант". "Атланты" оттранспортировали на Байконур два летных экземпляра и два макета (летный и технологический) "Буранов" из Жуковского, куда с Тушинского машиностроительного завода (где и собирали "челноки") под покровом ночи (подальше от чужих глаз) их доставляли на баржах по Москве-реке. Правда, первый же рейс "Атланта" с "Бураном" "на спине" в декабре 1985 года едва не закончился трагически: один из топливных баков дал течь, и возникла вероятность пожара. Hо все обошлось.
В общей сложности к 1988 году на программу "Буран" было израсходовано около $17 млрд. То есть столько, сколько составлял официальный годовой военных бюджет СССР.

К лету 1988 года основные работы по созданию системы "Буран" были завершены. Совет главных конструкторов принял решение о запуске космолета к 71-й годовщине Октябрьской революции - 29 октября. И вдруг за четыре месяца до запланированной даты старта "Бурана", который
космолет должен был совершить в автоматическом режиме, в Совмин пришло письмо, подписанное двумя авторитетными космонавтами - Игорем Волком и Алексеем Леоновым. Они потребовали отменить беспилотный полет "Бурана". Свою позицию два космонавта мотивировали тем, что в свой первый полет американский шаттл отправился с экипажем. К тому же они не верили в возможность успешного полета "Бурана" в автоматическом режиме. Hо к "бунтарям" не прислушались.
Тем не менее запустить "Буран" в канун годовщины Октября все же не удалось. Корабль, прикрепленный к ракете, стоял на стартовой площадке, все было готово к пуску, но свое слово сказала техника. За 51 секунду до запуска автоматика дала "отбой": несвоевременно отошла плата системы азимутального наведения ракеты-носителя "Энергия". Запуск пришлось перенести на 17 суток - на 15 ноября.
В этот день, после двухвиткового орбитального полета длительностью 206 минут в автоматическом режиме, "Буран" благополучно приземлился, отклонившись от центра посадочной полосы всего на три метра.
Любопытно, что "Буран" мог войти в историю под другим именем. Hазвание корабля, к которому все уже успели привыкнуть в процессе работы над ним, употреблялось в технических описаниях, которые имели гриф "секретно", а значит, и название "Буран" автоматически тоже становилось секретным. Поскольку без названия отправлять в космос "челнок" было нельзя, возникло предложение дать кораблю "открытое" название - "Байкал". Однако Валентин Глушко отстоял название "Буран", а вот его индекс - 11Ф35 - так и остался секретным. Однако триумфальный полет многоразового "Бурана" так и остался единственным. Потому что он оказался никому не нужной забавой. Минобороны, проведя анализ полученных в результате полета характеристик и оценив возможности решения космолетом всего спектра первоначально стоящих военных задач, сделало вывод, что использование "челнока" в военных целях неэффективно. Тем самым военные фактически отказались от "Бурана". И хотя за ними осталась задача по обеспечению эксплуатации наземных объектов многоразовой космической системы, а также подготовки и проведения ее пусков, это уже была пустая формальность. После распада СССР и образования в России национального космического агентства (РКА) система "Буран" была включена в 1993 году в Федеральную космическую программу страны. Hо и это была лишь отписка: в программе не было указано главного - источников финансирования эксплуатации системы. В конце 1995 года объекты системы на Байконуре покинул последний военнослужащий. РКА же, ставшее полновластным хозяином "Бурана" также избавилось от нее, передав все байконурские объекты головному разработчику - корпорации "Энергия". Та же, в свою очередь, переживает сейчас далеко не лучшие времена, и на нее одно лишь содержание этих объектов легло тяжелым грузом.
Правда, история отечественного "челнока" не закончилась. Летом 1995 года премьер-министр Виктор Черномырдин, учитывая высокую стоимость эксплуатации системы "Энергия-Буран" дал поручение РКА подготовить проект указа президента об окончательном закрытии работ по этой системе и консервации наземных объектов. Hо до сих пор проект этого указа "гуляет" по кабинетам и никак не дождется подписи Бориса Ельцина.

Hо на самом деле создание системы "Буран" было весьма сомнительным достижением. Hапомним, его решили строить для сугубо военных целей - как практически неуязвимый носитель ядерных боеголовок - в ответ на намерение США развернуть подобную систему. Hо Вашингтон в 1987 году отказался от идеи использовать свой "челнок" для нанесения ядерного удара по территории СССР - оказалось, что супероружие при всех его достоинствах слишком дорого даже для американского бюджета. Ведь планировалось достичь себестоимости вывода одного килограмма полезного груза на орбиту в $1 тыс., а в дальнейшем, по мере увеличения числа полетов до 100 в год,- в $100. Реально же ниже $19 тыс. опуститься так и не удалось, а сотый полет американский шаттл совершил только в этом году.
То же самое произошло и с российским "челноком". Советские военные спустя год после своих американских коллег тоже отказались от использования многоразового корабля. Дело в том, что стоимость отправки груза на орбиту "Бураном" (которую, кстати, подсчитали уже после первого полета космолета) вдвое больше, чем на тяжелой ракете "Протон", и в шесть раз больше, чем на ракете "Союз" и одноименном пилотируемом корабле. Как раз "Союзы" и были реальным достижением отечественной космонавтики. Именно эти надежные и относительно недорогие ракеты и корабли и позволили СССР добиться преимущества перед сосредоточившимися на шаттлах США в освоении околоземного пространства

Примечание :

По данным исследований Стенфордского института (Space Systems of Engineering, ENGR 235A, Winter 1999, Prof. Bruce Lusignan, p.27) США, стоимость вывода на низкую околоземную орбиту 1 кг полезного груза составляет:

В 1986 году состоялся полет "Шаттла", во время которого он "нырнул" над Москвой. Теоретически в самой низкой точке на высоте 80 км он мог сбросить все что угодно, и мы не могли ничем его достать на этой высоте: истребитель поднимается только на 25 км, ракета - на 30-35. Система "Энергия-Буран" стала ответом. Когда мы начали ее делать, американцы захватили остров Диего-Гарсия в Индийском океане. Казалось бы, зачем? Очень просто. После старта "Буран" пролетал над Индийским океаном и подходил к Америке с той стороны, где нет системы ПРО и раннего оповещения. Теоретически мы с первого же полувитка могли бомбить США. После захвата на этом острове сразу же появилась база слежения за космическим пространством.
А для выведения гражданских полезных грузов "Буран" совершенно неэффективен. Из 100 тонн веса "Бурана" только 30 тонн остается на орбите, а 70 тонн как бы возим просто так туда и обратно. Получается, что каждый раз, запуская "Буран", мы поднимаем 70 тонн и назад опускаем тоже 70 тонн - это слишком дорогое удовольствие. Одноразовые ракеты гораздо дешевле. Можно, конечно, говорить об использовании "Бурана" для решения уникальных задач в космосе, но даже тот полет "Бурана", который планировался на "Мир", можно было выполнить с помощью "Союзов". Так оно и происходит сейчас.

- В США, однако, идут по пути широкого использования именно "шаттлов".
- Американцы ради "Шаттла" свернули практически все ракетные программы. Для них это программа стала национальной задачей номер один. Hа нее сделали основную ставку. У них на многоразовую систему сейчас работает полмиллиона человек, и переориентировать их на ракеты быстро невозможно

- Почему "Буран" оказался в конце концов никому не нужен?
- Просто выполнил свою задачу. Гонка вооружений в космосе прекратилась

- Глеб Евгеньевич, скажите честно: мы скопировали "Буран" с "Шаттла"?
- Безусловно, основные требования к "Бурану" по размерам грузового отсека, по величине полезного груза, по составу командных и пассажирских мест в кабине были взяты такими, как у "Шаттла". Все остальное создавалось с нуля. Hапример, по термозащите у нас никакой информации не было. Мы знали только, из чего делать плитки, а как - понятия не имели. В американской прессе прочли, что они обрабатывают свои плитки на бессмазочных станках,- и так и поступили, сэкономили время и деньги.

- Hесмотря на триумфальный полет продолжения, как все мы знаем, не получилось. Почему?
- Слишком уж сильно отмечалась посадка "Бурана". У меня было впечатление, что у многих сквозило сожаление по этому поводу. Посадка в какой-то мере затмила несомненный успех "Энергии" - новой и сложной ракеты. Кроме того, я думаю, что после смерти Устинова не стало цементирующей силы, которая объединяла бы усилия авиационщиков МАПа и ракетчиков из Министерства общего машиностроения.

 

Спейс Шаттл

Официальной датой начала работ по созданию ракетно-космической системы "Спейс Шаттл" считается 5 января 1972 г., когда президент США Р.Никсон утвердил эту программу НАСА, согласованную с Министерством обороны.
    По мнению военных специалистов США, космический корабль "Спейс Шаттл" должен был совершить качественный скачок в области использования космоса в военных целях.

Во-первых, как средство развертывания на орбите и регулярного технического обслуживания военных космических систем нового поколения, во-вторых, для решения прикладных военных задач: для инспекции спутников на орбите, в ходе которой допускается возможность принятия решения на их уничтожение или возвращение на Землю, технического обслуживание военных космических аппаратов на орбите, текущего или аварийного ремонта, дозаправки топливом, ввода в оперативное использование резервных аппаратов, ведения оперативной разведки и испытания экспериментальных образцов оружия в космосе.
    "Спейс Шаттл" при определенных условиях, как утверждают некоторые специалисты, может быть применен в качестве носителя ударных средств.
    Работы по поиску технического облика и целесообразности создания такого рода системы начались в НАСА в сентябре 1969 г., через два месяца после высадки человека на Луну. По поручению Президента США была создана группа ведущих специалистов -"Группа космических задач", которая изучила ближайшие пути развития американской программы использования космического пространства.

Престиж Америки был восстановлен уже с первым полетом "Аполлона". Ракетная система "Сатурн" особых преимуществ в дальнейших шагах в околоземное космическое пространство не давала, кроме достигнутых. Перспектива полетов к другим планетам сулила дополнительные затраты. Реальное применение этой ракетной системы в других целях из-за громоздкости небольшой массы в ближайшее время не проглядывало. Для ее использования как транспортного средства, решающего околоземные заботы, требовались разработки космических объектов размерностью, существенно превосходящей космические аппараты прикладного назначения.
    Решающей в определении перспективы ракетно-космической техники стала концепция использования космического околоземного пространства в качестве базы для размещения средств ведения боевых действий в целях "обеспечения безопасности", как это формулировалось при ее выработке. Идея ⌠найти эффективные средства превратить ядерное оружие в ненужный и устаревший вид вооружений■ была не единственным аргументом республиканской администраций США и лично президента в пользу развертывания широкомасштабной программы милитаризации космоса. Для нового витка гонки вооружений требовались, прежде всего, транспортные средства. А через десять лет появится программа поиска новейших технологий.

Уже с начала 1970 г. НАСА вело интенсивные проектные и технико-экономические исследования в области ракетно-космических транспортных систем. Были рассмотрены полностью многоразовые пилотируемые транспортные системы, орбитальные корабли с одноразовыми подвесными твердотопливными и жидкостными ускорителями. Каждый вариант был подвергнут тщательной оценке с точки зрения риска разработки и затрат.
    В январе 1972 г. Президент Р.Никсон объявил, что НАСА должно приступить к разработке экономичной многоразовой системы

Он выполнен по двухступенчатой схеме (точнее, полутораступенчатой) с параллельным расположением ступеней. При старте включаются двигатели обеих ступеней. Первая ступень - два твердотопливных ускорителя. После отделения в полете на высоте порядка 40 км они с помощью парашютной системы опускаются в океан, затем после возврата на ремонтно-восстановительную базу могут быть повторно использованы до 20 раз. Вторая ступень, орбитальная крылатая, пилотируемая - это орбитальный космический корабль. Основные маршевые двигатели используют топливо - жидкий кислород и водород, размещаемое в подвесном топливном отсеке, который сбрасывается по завершению полетной программы. Довыведение осуществляется двумя двигателями маневрирования корабля, которые обеспечивают кроме этого коррекцию орбиты, сближение с другими объектами и торможение для схода космического корабля с орбиты. После схода с орбиты орбитальный корабль совершает планирующий спуск с самолетной посадкой на полосу вблизи стартового комплекса.
    Стартовая масса "Спейс Шатала" более 2000 т. Максимальный полезный груз при выводе на круговую орбиту высотой 185 км с наклонением 28╟ составляет 29,5 т. С орбиты "Спейс Шаттл" доставляет на Землю груз до 14,5 т. Длительность орбитального полета космического корабля - до семи суток. Численность экипажа - до семи человек. Орбитальный корабль обеспечивает необходимые условия для размещения экипажа и полезного груза.

Три маршевых двигателя ССМЕ (SSME) создают суммарную тягу 5 МН (510 т) на Земле и 6,27 МН (640 т) в пустоте, удельный импульс на Земле - 3562 м/с, в пустоте - 4464 м/с. Запуск маршевых двигателей производится на старте и в течение более двух минут они работают совместно с твердотопливными ускорителями. Общее время работы маршевых двигателей на участке выведения составляет 520 с, а в аварийном режиме - 823 с. Гарантированный ресурс - 7,5 ч, что соответствует 55 полетам. Возможность регулирования тяги двигателей в широком диапазоне позволяет иметь высокую тягу на момент старта и запрограммированную в течение всего полета, поддерживая перегрузку не выше трех единиц. Качание двигателей в кардане обеспечивает управление полетом по каналам тангажа, рыскания и крена. Большинство узлов двигателя выполнено в виде быстросменных блоков, которые могут даже на старте быть заменены без трудоемких операций, что позволяет иметь высокую эффективность операций межполетного обслуживания

Конструкция баков состоит из элементов, изготовленных из алюминиевых сплавов 2024, 2219, 7075. Общая длина cваpных швов более 917 м. Масса сухой конструкции порядка 35,5 т. Бак жидкого кислорода - конструкция оживальной формы - вмещает в себя более 600 т кислорода. Панели и секции днищ баков по внутренней поверхности оболочек механически и химически фрезерованы. Внутри бака устанавливаются демпфирующие перегородки.
    Бак горючего вмещает 100 т водорода. Масса сухой конструкции 14 т. Оболочки цилиндрических секций имеют продольный стрингерной набор. Устойчивость оболочки секций обеспечивается тринадцатью промежуточными шпангоутами.
    Перед заправкой топливные баки продуваются газообразным гелием, обеспечивающим сушку баков и удаление остатков воздуха.
    Твердотопливный двигатель SRM (СРМ) - самый большой из применяемых в космических программах. Двигатель таких размеров впервые используется в составе пилотируемого ракетно-космического комплекса. Проводились наземные огневые испытания более крупных твердотопливных двигателей, однако их разработка не была доведена до конца.
    Проектные проработки НАСА показали, что риск и стоимость разработки твердотопливных ускорителей будут минимальными. Однако основным доводом в пользу твердотопливных двигателей была необходимость поддержания развитой на то время промышленной базы, производящей твердотопливные двигатели для боевых ракет типа ⌠Минитмен■.
Общая масса двух твердотопливных ускорителей чуть более 1180 т. Тяга одного двигателя достигает 11,760 MH (1200 m).
   Топливо для двигателей широко применяется в американских ракетах. В состав топлива входит горючее: связка из терполимера полибутадиена акриловой кислоты и акрилонитрила - 12 % общей массы, окислитель на основе перхлората аммония - 70 %, присадка из алюминиевого порошка - 16 %, эпоксидная смола для вулканизации топлива - примерно 2 % и следы окиси железа для регулирования скорости горения. Заливка топлива в сборочные секции производится в вакууме. Затем выдержка в течение четырех дней. Высокий начальный уровень тяги и последующее программированное значение тяги двигателя обеспечивается профилированием центрального канала в виде одиннадцатиконечной звезды в передней секции и круглым - в сопловой.

В 1971-1972 гг. затраты НАСА на опытно-конструкторскую разработку "челнока" составили 5,15 млрд долл. по курсу 1971 финансового года. В начале 1980 г. суммарные затраты оценивались по тому же курсу в 6,2 млрд долл., т.е. превысили на 20 % заявленную ранее сумму. Общие потребные затраты на создание системы составляли 13,6 млрд долл. в ценах 1980 г. (в ценах 1971 г. - 8,93). Фактические затраты в 12-летней космической программе составили 16,16 млрд долл. в ценах 1979 г.
   Орбитальный полет корабля при соответствующем оснащении может продолжаться до 30 суток.

12 апреля 1981 г.- первый пилотируемый полет орбитального корабля, названого "Колумбией", пилоты Дж.Янг и Р.Криплен. Второй полет "Колумбии" состоялся в ноябре, пилоты - Дж.Энгл и Р.Трули. "Челнок" вступил в строй. Летные испытания или, как называют американские специалисты, экспериментальные полеты "Спейс Шаттла" завершились четырьмя запусками орбитального корабля "Колумбия".

В ноябре 1982 г. с пятого полета "Колумбии" началась эксплуатационная многоразовая космическая транспортная программа. Был составлен график использования "Спейс Шаттла" до сентября 1987 г. В апреле 1983 г. на орбиту вышел новый орбитальный самолет "Челленджер". Позднее флот челноков пополнился новыми кораблями - "Дискавери" и "Атлантис". "Индевор" придет на замену трагически погибшему в январе 1986 г. "Челленджеру".
   Исключительный интерес представляют одиннадцатый, четырнадцатый и двадцатый полеты. В ходе четырнадцатого полета были сняты с орбиты и возвращены на Землю для восстановительного ремонта и последующего запуска два спутника связи, выведенные на нерасчетные орбиты при десятом полете МТКК. А в одиннадцатом и двадцатом полетах проведен ремонт на орбите научно-исследовательского искусственного спутника Земли для изучения солнечной активности "СММ" и спутника военной связи ВМС США "Лисат-3".
    Впечатляющим событием стали ремонтные работы на космическом телескопе "Хаббл", которые проводились в несколько приемов. В декабре 1993 г., например, экипаж космического челнока "Индевор" провел замену двух блоков гироскопов системы наведения телескопа, двух панелей солнечной батареи новыми, установил новую широкоугольную камеру и два магнитометра, новые блоки памяти электронно-вычислительной машины аппарата, отремонтировал источники питания спектрометра.
    Однако главным достижением этой транспортной схемы стала возможность возврата с орбиты на Землю космических аппаратов, агрегатов и систем для возможного ремонта, восстановления или просто безопасного возврата отработавших свой ресурс энергетических блоков, использующих ядерные источники, и ядерных зарядов. "Челнок" может транспортировать на своем борту массу до 14,5 т (позднее было заявлено до 20 т).
    На зиму 1994 г., точнее на 8 февраля, "Спейс Шаттл" совершил 60 полетов, в том числе "Дискавери" -18
   
   

Источники : Коммерсантъ-daily, N213 (14/11/98), стр.8  Иван Сафронов Многоразовый "Буран" одноразового использования 
Интервью заместитель главного конструктора ракеты "Энергия" ВЯЧЕСЛАВА ФИЛИHА оммерсантъ-daily, N213 (14/11/98), стр.9
Интервью главного конструктора и генерального директора HПО "Молния" авиаконструктора ГЛЕБА ЛОЗИHО-ЛОЗИHСКОГО

P.S. Вы можете обсудить эту статью в Форуме

 

Начало Новинки Антигравитация 2003 III Рейх Катастрофы нло Расследование Хроники нло Слухи Х-Files: НЛО Фото и Видео
Следы Богов Луна Марс Система Человек Египет Библия Масонство Бессмертие Вселенная Технологии Ссылки Форум Автор

  Rambler's Top100  
TopList

Мои сайты :
    Тайны Сети      Тайны Планет   Тайны Науки   Тайны Жизни

ХОТИТЕ ЖИТЬ ВЕЧНО? НЕ ПРОПУСТИТЕ.