SpaceShipOne и Х-Prize.

"Тому - что хочется знать."

Начало Антигравитация Катаклизм НЛО Рейха Катастрофы НЛО Расследование Геополитика Человек Слухи Х-Files Фото
Следы Богов Антарктида Бессмертие Библия Египет Технологии  Луна Марс Система Вселенная Источники Форум Автор

Начну с итогов $10-миллионов  получили создатели ракетоплана SpaceShipOne, с чем мы их и поздравляем. Победа команды Бёрта Рутана (Burt Rutan) — бесспорно, одно из главных событий 2004 года

Ззачётный полёт челнока состоялся 4 октября 2004 года. . Для оказания данных туристических услуг "империя" Virgin основала специальное предприятие — Virgin Galactic.

Предприятие будет располагать флотом из пяти суборбитальных челноков Virgin Galactic SpaceShip, которые построит, естественно, Рутан. Это и понятно — SpaceShipOne — пока единственный в мире частный пилотируемый аппарат, достигший космоса.

Первый из туристических кораблей назовут VSS Enterprise. Конструктивно и даже по внешнему виду он будет напоминать SpaceShipOne, но новый челнок сможет доставлять в ближний космос уже пять пассажиров (не считая пилота). Напомним, SpaceShipOne способен брать на борт всего трёх человек.

"Турпоездка" в пустыню Мохаве займёт неделю, но в основном это будет подготовка и тренировки, сам рейс займёт три часа, из которых три минуты составит фаза невесомости на высоте более 100 километров над планетой. По последним оценкам компании, за это удовольствие каждый пассажир должен будет заплатить примерно $190-200 тысяч.

Первые коммерческие рейсы новой машины запланированы на 2007, или, возможно, 2008 год.

Между тем в США объявлено новое соревнование — America's Space Prize. На этот раз $50 миллионов получит команда, которая первой построит частный аппарат, способный доставить 5-7 человек на околоземную орбиту.

 

SpaceShipOne  фото EPAИстория -  21 июня 2004 года в космос поднялся первый частный аппарат .  

Испытания начались ранним утром. В 6.47 по местному времени (17.47 мск) в небо поднялся самолет-носитель Белый Рыцарь (White Knight), который должен был доставить многоразовый корабль SpaceShipOne (SS1) на стартовую высоту. Приблизительно через час сцепленные аппараты оказались на высоте 15 км над землей. На этой отметке SS1 отделился от самолета-носителя и ушел в свободный полет.

Через 10-15 секунд после отделения пилот корабля - 62-летний летчик-испытатель Майк Мэлвилл, а по совместительству вице-президент и генеральный директор компании Scaled Composites - включил двигатель.

За 80 секунд корабль развил необходимую скорость - 3,2 скорости звука. При этом SS1 перешел практически в вертикальную плоскость движения, а пилот испытал перегрузки в 3-4 g. Затем летчик остановил двигатель. Корабль по инерции шел вверх, пока скорость не упала до нуля. Примерно в 7.55 (18.55 мск) SS1 достиг высоты 100 км - суборбиты. На три минуты испытатель ощутил невесомость.

Затем пилот перевел корабль в режим торможения. SS1 замедлил движение и при максимальном нагреве до 260 градусов по Цельсию вошел в верхние слои атмосферы. При этом корабль автоматически выровнял свое положение для дальнейшего снижения. Затем на высоте около 18,3 км Мэлвилл вновь перевел корабль в режим планирования, и через 15-20 минут SS1 успешно приземлился на ту же взлетно-посадочную полосу в Мохаве, откуда стартовал.

На земле Мэлвилла встречали разработчик корабля известный американский авиаконструктор Берт Рутан и инвестор проекта миллиардер Пол Аллен.

Аллен Мелвилл и Рутан

Voyager — первый самолёт, облетевший без посадки и дозаправки вокруг Земли (фото с сайта 142.26.194.131). Начиная с 1975 года, Бёрт Рутан завоевал более двух десятков различных наград на престижных авиационных конкурсах. Его самолет Voyager, совершил в 1986 году первый беспосадочный перелет вокруг земного шара. Затем он возглавил частную компанию Scaled Composites, которая долгое время занималась созданием авиакосмической техники по заказу правительственных организаций. В частности самолет Proteus, установил в 2000 году три мировых рекорда высоты и грузоподъёмности.

Scaled Composites принимала самое непосредственное участие в проектировании первой частной космической ракеты Pegasus. Целью проекта была разработка максимально дешёвого способа доставки небольших спутников весом до 450 кг на низкую околоземную орбиту. Руководила работами научная корпорация Orbital, а Scaled Composites сосредоточила свои усилия на конструировании и тестировании принципиально важных элементов корпуса ракеты.

Первый успешный старт Pegasus произошёл 5 апреля 1990 года, и с тех пор новаторская схема не претерпела существенных изменений. К настоящему моменту 33 таких ракеты вывели на орбиту более 70 спутников NASA и других заказчиков.

Запуск трёхступенчатой крылатой ракеты производился с транспортного самолёта B-52, который поднял Pegasus на высоту в 12 километров. После освобождения ракеты и пяти секунд свободного падения в горизонтальном положении включилось зажигание первой ступени двигателя, ракета, благодаря аэродинамической подъёмной силе, обеспечиваемой конструкцией дельтовидного крыла, стремительно набрала скорость и высоту, и за 10 минут вывела груз на космическую орбиту.

И тут не обошлось без рекордов: первый успешный частный космический ракетоноситель, первый крылатый аппарат, преодолевший восьмикратный звуковой барьер (8.3 Маха) и первая ракета, запущенная в космос с борта самолёта

Именно эта двухкомпонентная схема доставки космических туристов используется в последнем проекте Scaled Composites, только на сей раз Рутану пришлось полностью конструировать и самолёт и ракету.

Финансовую поддержку предложил один из основателей компании Microsoft Пол Аллен. В результате с марта 2001 года Аллен вложил в проект не менее $20 млн, а Рутан успешно построил White Knight и SpaceShipOne.

Забавно, что фюзеляжи обоих аппаратов внешне довольно похожи, вот только крылья у White Knight длинные и относительно узкие, а у SpaceShipOne — короткие и широкие.

Соизмерима и масса двух самолётов — вот где пригодился опыт установления рекордов грузоподъёмности.

 

Космический тандем в собранном виде (фото с сайта scaled.com).

17 декабря 2003 года в ходе празднования 100-летия со дня полета братьев Райт SS1 впервые продемонстрировал свои способности на публике. А 1 апреля Федеральное управление гражданской авиации США (FAA/AST) выдало компании лицензию на суборбитальные полеты сроком на год. Scaled Composites стала первой в истории неправительственной организацией, получившей подобную лицензию. 

Сейчас SpaceShipOne является практически главным претендентом на победу в конкурсе X-prize.

По условиям этого конкурса, объявленным еще в 1996-м году, создатели летательного аппарата, который достигнет высоты 100 км от Земли с тремя людьми на борту и повторит полет в течение двух недель, получат $10 млн. Условия конкурса действуют до  конца 2004-го  года. Нынешний полет SS1 - испытательный; в рамках X-prize Scaled Composites собирается выступить в конце лета. Правда, Аллен, который уже вложил в проект в два раза больше, не считает деньги самоцелью. В воскресенье на предполетной пресс-конференции он заявил, что все его расходы с лихвой покроет прибыль от коммерческих суборбитальных полетов. Как считает Аллен, в ближайшем будущем SS1 обеспечит прогулки на орбиту стоимостью не более $10 тыс. А когда космос станет более доступным, индустрия космического туризма испытает настоящий бум. А Берт Рутан предупредил: "Мы не собираемся оставаться на суборбите надолго. Мы пойдем выше, как только позволит развитие технологий. Так что держитесь! Следующие 25 лет будут дикой гонкой за каждый космический километр. А потом историки напишут, что это время было потрачено на пользу каждого из нас".

Посмотрим, кто еще участвует в гонке :

Armadillo Aerospace

Armadillo Aerospace почти в полном составе. Не хватает только броненосца Уиджета и жены Кармака. Кстати, он второй справа (фото xprize.org).

— это небольшая команда исследователей, работающая над управляемыми компьютером ракетными транспортными средствами на перекиси водорода

Возглавляет её Джон Кармак (John Carmack), автор знаменитых игр Wolfenstein, Doom и Quake( компания id Software).

Броненосец Уиджета – символ и талисман Armadillo AerospaceШестерых парней, свою жену Анну и броненосца Уиджет (Widget) - в лётном шлеме и очках (он является талисманом компании) бесстрашный 32-летний Кармак финансирует из собственного кармана, рассчитывая уложиться в миллион.

Ракета, которая будет бороться за X PRIZE, строится в Техасе и называется "Чёрный броненосец" (Black Armadillo). Полёт намечен на конец 2004 года.

Высота ракеты чуть больше 7 метров, диаметр – около 1,5 метров. Четыре ракетных двигателя питаются вышеупомянутой перекисью из одного бака объёмом 6 тысяч литров. Она должна вертикально стартовать с Земли и через 15 минут приземлиться на парашюте.

В июле 2003-го прототип ракеты поднимает вертолёт (фото space.com).По идее, двигатели должны работать первые 145 секунд полёта. К этому моменту ракета достигнет высоты 56,3 км. Затем подъём по инерции до пиковой высоты в 107 км и баллистический спуск.

При входе в плотные слои атмосферы должен открыться маленький тормозной парашют, на высоте 3 км разворачивается главный. Через 6 минут происходит посадка. "Броненосец" должен в буквальном смысле ткнуться в землю конусообразным носом. Надо так понимать, что никаких отделяющихся частей нет – что взлетело, то и село.

Уже проведён ряд испытаний. Тот самый нос сбрасывали с крана на асфальт автостоянки, а смельчак Расс Блинк (Russ Blink) отрывался от земли на "кресле" с ракетными двигателями.

В ходе самой последней проверки 5-6 июля 2003 года почти полномасштабная ракета была поднята на вертолёте и спущена на парашюте.

Испытания, по словам самого Кармака, прошли весьма и весьма успешно. На "Броненосце" на этот раз летали 5 блинов для штанги, моделирующие вес двигателей, и мешки с песком, играющие роль астронавтов, общим весом 273 кг. Так вот, при посадке не один из мешков-астронавтов не порвался.

Работы ещё много: в конструкцию необходимо внести ряд усовершенствований, разобраться с расположением пилотов в каюте и так далее.

Для сравнения приведу первую американскую ракету выполнившую балестический полет:"Редстоун"

Это одноступенчaтaя рaкетa средней дaльности, построеннaя Вернером фон Брaуном для aмерикaнских военных. "Редстоун", тaкже кaк и Фaу-2, использовaлa гaзовые рули для упрaвления вектором тяги и тaкже не имелa гиростaбилизировaнной плaтформы.
Некоторые характеристики:
Стaртовая масса 28440 кг, тягa 42251 кгс, время работы двигательной установки(А-6) 155 с. Топливо - кислород + этиловый спирт (кощунство, не правда ли? :) Тем не менее большинство первых конструкций ракет заправляли именно спиртом )
Диаметр ракеты 1,8 м, длина 17,6 м.
Всего произведено 16 пусков, 2 неудачных. Первый пуск 21.11.1960 г, последний
29.11.1967 г.
Стоимость разработки 92,5 млн.$ (1956 г.), пуска -- 4,93 млн.$

Starchaser Industries

Глава Starchaser на фоне одной из ракет компании — Nova, реально летавшей (в беспилотном варианте) в 2001 году. Nova была нужна для отработки технологий, которые позднее пригодились в проектах Thunderbird и Thunderstar (фото с сайта gryphonproductions.com).Компания была основана в 1992 году (за четыре года до объявления соревнования X PRIZE) Стивом Беннеттом (Steve Bennett), директором лаборатории космических технологий университета Сэлфорда (Salford University).

Это, кстати, роднит её в чём-то со Scaled, которая существовала задолго до X PRIZE. Но Рутан, впрочем, свои экзотические самолёты строил ещё в 1960-х.

А для чего создавали Starchaser? Как раз для проектирования и постройки частных ракет, для космического туризма, в конечном счёте. Так что объявление соревнования X PRIZE здесь восприняли на ура.

К настоящему времени Starchaser произвела 16 стартов своих ракет различных моделей, из которых 14 были успешными на 100%, а два — успешными частично.

К лету 2002 года проект превратился в двухступенчатую ракету с четырьмя навесными ускорителями, способную  доставить шесть человек в космос

 Британский претендент на приз именуется Starchaser V — Thunderstar.

Двигатели (их два) работают на жидком кислороде и керосине. Каждый развивает максимальную тягу 15 тонн и способен работать непрерывно до 70 секунд.

Высота ракеты 27,15 метра, диаметр 1,6 метра. Стартовая масса 17 тонн. Большая её часть приходится на топливо, сама ракета выполнена из композитных материалов и лёгких металлов.

После вертикального старта ракета разгоняется до скорости 1,324 километра в секунду (4,25 М), после чего капсула отделяется и продолжает полёт по инерции, достигая расчётной высоты почти в 158 километров, что заведомо больше, чем нужно для выигрыша приза.

И капсула, и сама ракета возвращаются на землю на обычных парашютах. Никаких экзотических юбок, крыльев, воздушных шаров и летающих тарелок. Всё очень традиционно. , Starchaser V — Thunderstar оснащена аварийной системой спасения на старте, напоминающей таковую на "Союзах".

TGV Rockets 

Michelle-B — это полностью многоразовая ракета: кроме топлива, расходных материалов или компонентов нет совсем.

Она невелика — всего 11,4 метра высотой и 2,4 метра в диаметре. Сухой вес — восемь тонн. Заправленная же машина весит 27,8 тонны, в том числе одну тонну составляет полезный груз.

Как уверяют в компании, параметры ракеты специально подобраны так, чтобы её можно было бы отправить практически в любую точку мира при помощи обычных воздушных, наземных и морских видов транспорта.

Вторая идея фикс инженеров TGV Rockets — максимальное упрощение эксплуатации.

Michelle-B не требует каких-либо наземных средств управления траекторией, систем навигации, связи или телеметрии

Всё необходимое есть на самой ракете. Потому она может стартовать практически с пустого поля. На земле же нужны минимальные средства — главным образом заправочное оборудование. Кстати, двигатели ракеты работают на керосине и жидком кислороде.

При этом на машине установлен минимум электроники — основное управление ляжет на плечи пилота. Это сделано не только ради безопасности (в компании считают, что люди лучше реагируют на нештатные ситуации), но в основном ради снижения стоимости аппарата.

В течение всего вертикального полёта вверх и вниз курс будут корректировать с учётом ветра. Так что ракета должна вернуться точно в точку старта. А это значит, что та же наземная команда, с тем же оборудованием, сможет быстро подготовить Michelle-B к повторному полёту.

Это опять-таки снижает расходы. Но что ещё важнее — повышает шанс компании на победу в X PRIZE. "Повторный полёт через две недели говорите? — улыбаются в TGV Rockets. — Да нам нужно лишь несколько часов, чтобы заправить ракету и проверить её системы. И снова возможен старт!"

Итак, ракета взлетает вертикально. Полторы минуты занимает разгон до скорости примерно 1,1 километр в секунду. Заметим, перегрузки (и при разгоне, и при торможении) не превысят 5 g.

Затем аппарат продолжит подъём по инерции и к 200-й секунде полёта достигнет максимума высоты — 104 километра.

Теперь скорость — ноль по всем направлениям. Из иллюминаторов открыт потрясающий вид. Машина начинает медленно проваливаться к земле. Не зря же авторы ракеты сравнивают её с лифтом. Лифтом, у которого не оборвался трос, а троса просто нет.

На высоте примерно 30 километров скорость падения достигнет почти одного километра в секунду.

Общее время невесомости составит к этому моменту примерно три минуты.

И тут-то вокруг корпуса ракеты раскрывается нечто вроде перевёрнутого зонта, юбки или волана — как вам больше нравится.

Аэродинамический тормоз должен постепенно снизить скорость падения до 50 метров в секунду.

На высоте от 3 до 1,6 километра пилот включит маршевые ракетные двигатели. Те же самые, на которых аппарат взлетал. Двигатели позволяют дозировать тягу в широком диапазоне и нормально работают при падении машины на хвост.

Именно реактивная струя окончательно замедлит аппарат, и он мягко опустится на свои "ноги".

"Наш простой мини-фургон сделает для космоса то, что PC сделал для вычислений", — полагают в TGV Rockets. Даже если они проиграют этот забег — окажутся вторыми или десятыми — всё равно будут правы. Дело же, право, не в призовых миллионах.


Источники : 

Газета.ru membrana.ru

Начало Антигравитация Катаклизм НЛО Рейха Катастрофы НЛО Расследование Геополитика Человек Слухи Х-Files Фото
Следы Богов Антарктида Бессмертие Библия Египет Технологии  Луна Марс Система Вселенная Источники Форум Автор

Мои сайты :
ХОТИТЕ ЖИТЬ ВЕЧНО? НЕ ПРОПУСТИТЕ.

TopList

В начало
Rambler's Top100